Здравствуйте, товарищи.
[Много букв? - читай МОРАЛЬ внизу]
Перепробовав ряд способов выражения собственных мыслей и чувств, уяснил несколько истин, пара из которых подходят к теме.
Творчество делится на процесс, результат и обратную связь.
Процесс есть ни что иное, как то самое шило, не дающее покоя творцу, периодически портящее ему настроение, если он ничего не создаёт, но щедро вознаграждая положительными эмоциями в противном случае, вплоть до некой эйфории. От процесса творец получает удовольствие. Это наркотик. Для некоторых людей, процесс бывает важнее результата. Если бы не было этой зависимости, творец бы не творил.
Результат, будь он промежуточный или окончательный - это самопоощрение употребления наркотика. Создав что-то, создатель этим любуется, смакует каждую деталь, долго и упорно ищет изъяны, что-то корректирует.
Когда именно срабатывает перефразированный принцип Оккама - дело весьма субъективное, но этот светлый момент рано или поздно наступает. Тогда творец начинает воспринимать своё творение как данность, как нечто целостное, самодостаточное и законченное. Он начинает гордиться своей работой, приобретает некую уверенность в себе и собственных силах, черпает заряд трудолюбия и вдохновения. Результат - несомненно главное звено творчества.
Обратная связь есть реакция других людей на творение. Как и любая реакция конкретного мыслящего индивида, реакция на результат созидания может быть как негативным, так и позитивным. Соответственно, это поощрение или поношение употребления наркотика обществом.
Творцу нравится, когда его творение одобряют, не нравится, когда не ценят. Однако, тут есть нюансы. Например, не каждому творцу приятна позитивная отговорка человека, ничерта не смыслящего в предмете, но зато очень ценен, пусть даже и негативный, отзыв человека, чьё мнение творцу важно. Это заставляет думать, оценивать, переоценивать, и смотреть на мир в целом и на своё творение в частности со стороны. Это довольно важно, но это детали.
Как и с любой зависимостью, с творчеством тесно связана творческая ломка. Такое состояние приходит по разным причинам, будь то нехватка времени на процесс творчества или давление со стороны других людей, но эффект примерно одинаков во всех случаях: контраст настроений. В таком состоянии человек должен принять решение, продолжать работу над творением или нет, поэтому творец ищет доводы "за" и "против", пытается ещё раз оценить промежуточные результаты, спрашивает совета.
С одной стороны, отказавшись от процесса, создатель погружает себя ещё глубже в творческое болото, и чтобы найти силы сотворить что-то ещё, ему понадобится стимул, внешний раздражитель - событие, мнение, озарение и т.п.
С другой, продолжая работу над своим произведением, творец ставит на тёмную лошадку, имея сомнения в голове, но всё же решив, что доведёт дело до конца, бодрится.
В такие моменты творцу важен любой позитивный стимул. В идеале, результат.
Так же существует побочный эффект эйфории, связанной с результатом. Творец начинает себя переоценивать. Из-за недостатка опыта, а так же из-за недостатка рассудительности, создатель может взяться за проект, который ему не по плечу, или же, который затянется на неопределённое время.
Вот с того момента, когда догорает эйфория, творец шагает по тёмной чаще. Либо же, в чащу эту его заводят товарищи, на которых творец полагался, и которые его подвели.
В данной ситуации создателю очень важно найти собственный внутренний источник сил, чтобы несмотря ни на что, продолжать вкладывать в процесс некоторое количество сил без ущерба моральному здоровью. Это некий баланс между позитивом, приносимым процессом, осознанием занятости и негативом от затянувшейся работы, отсутствия результатов, невыполненных обещаний, чувства того самого "болота".
Это похоже на анабиоз - человек впадает в вялотекущую стадию творческого процесса на резервном источнике подпитки вдохновением.
Это самый опасный момент. Опасен он тем, что творец постепенно отвлекается на какие-то другие свои интересы, начинает развивать другое хобби, которое в один прекрасный момент, как любовь с первого взгляда, отнимет у творца всё его время и возьмёт его в плен. Тут уже не до дзена посреди тёмной чащи.
Так же, похожее влияние оказывают трудности в быту, которые мобилизируют ресурсы творца на удовлетворение потребностей более низкого уровня.
Возможными выходами из такой ситуации является получение результата своей затянувшейся творческой деятельности, который воспримется как скидывание горы с плеч и приведёт к тотальному счастью при переходе в фазу обратной связи и бурному возлиянию по поводу завершения проекта. Этот вариант маловероятен, т.к. из-за ошибок в самом начале, творец, как правило, сильно промахивается со сроками.
Другой вариант - это помощь со стороны. Помощь реальная, осязаемая и настоящая. Образно выражаясь, локоть, на который творец опирается. Это очень сильный фактор, так как вовлекает в себя знакомство с другим индивидом, имеющим похожие интересы, что всегда обусловлено приятными переживаниями.
Теперь попроще. Творчество есть получение результата творения. Результат этот достигается тем быстрее, чем больше у творца возможностей по самовыражению. Тут в игру вступают личные качества - заинтересованность, работоспособность и, самое главное, опыт. Фактором, не зависящим от человека является техническая сторона конкретного увлечения. Техника освобождает человека, развязывает ему руки. Технические возможности есть свобода воплощения замыслов.
Я вижу лучину Wasteland Ghost в той чаще уже который год. Её ровный свет видно и издалека, за что я её очень сильно уважаю. В своё время я сыграл худшую из ролей - безалаберного творца, который подвёл понадеявшегося на него коллегу, за что мне стыдно.
Всё вышесказанное относится к чисто альтруистическому виду творчества. Потому, что если человеку платят за творчества, с его плеч снимается цела куча проблем, которые отвлекали его от процесса, портили настрой и отнимали кучу времени на зарабатывание денег на работе.
Когда человеку платят за созидание, процесс значительно упрощается, упраздняются многие личные качества, о которых говорилось и т.п. В общем, это другая история, т.к. за годы я не видел ни одного прецедента, связанного с нашей тематикой.
Итак, МОРАЛЬ:
Во все времена, моддинг Fallout осложнялся технической стороной. Сначала это был вызов, потом шутка, затем азарт, а позже стало частью культуры. "Мы не ищем лёгких путей", и наступаем на однии те же грабли снова и снова. За это время, можно было придумать обходной путь в виде, скажем, другого движка, но это опять же, большой творческий проект, который дал бы дорогу другим проектам, уже связанным непосредственно с игрой.
Но Fallout не отпускает. И некоторых уже не отпустит. Поэтому мы видим как постоянно умирают проекты, не потянувшие одной из сторон такого простого с виду и такого сложного изнутри творческого процесса. Так же мы видим как стабильный поток новичков раз за разом, годами, замахиваются на продолжение Fallout.
Поэтому многие и делают маленькие модики, чтобы попробовать свои силы и приобрести тот самый бесценный опыт, который позволит рассчитывать собственные трудовые затраты на достижение результата.
Чтобы создать что-то настолько же всеобъемлющее, необходимо переходить на новый уровень - либо менять техническую базу со всеми её трудностями, либо начинать платить людям. В идеале, оба сразу.
Спасибо за внимание.